Современная западная философия: основные проблемы, течения и тенденции. Экзистенциализм. Неотомизм. Фрейдизм.

Сделай свою wap-шпаргалку =) попробуй конструктор сайтов http://www.panweb.com/


-- Основные тенденции западной философии 20в.
Классическая философия была ориентирована на познание природу и общества с целью их преобразования. Она утверждала, что с помощью науки и развития человека можно достичь идеального общества. Историческое развитие поколебало веру ученых в силу человеческого разума в достижении общего прогресса. Различные философсике течения по-разному относились к философской классике: Марксистская философия отстаивает рационалистическую и гуманистическую традицию. Неоклассическое течение ставит цель развития классических идей применительно к новым условиям. Возникают и антиклассические подходы: философия жизни, неопозитивизм, фрейдизм(психоанализ), экзистенциализм. В 20в. происходит возврат к основам мистико-религиозной философии, к оккультным наукам. (алхимия, астрономия), возрождается интерес к паро-нормальным явлениям (ясновидение, телекинез, телепатия, полтергейст, НЛО), приобретают большое влияние и восточные религии. У истоков стоят различные научные направления (Римский клуб). Ученые ставят вопрос: <Можно ли остановить гибель природы и человечества и как это сделать? Выход они видят в формировании новых качеств человека. Таких как глобальность мышления, любовь к справедливости и неприятие насилия. В 20в. существуют 2 противоположные оценки роли науки и техники: Сциентизм и антисциентизм. Сциентизм преувеличивает роль науки и техники в жизни общества, считает, что с помощью науки можно решить все проблемы. Сциентизм стал основой создания футурологических концепций индустриального, пост индустриального и информационного общества. Антисциентизм ? позиции возлагающие на НТП вину за все общественные бедствия.
Фрейдизм и неофрейдизм.
Фрейд (1856 ? 1939) Фрейдизм ? метод разработанный Фрейдом для лечения психических заболеваний путем перевода бессознательного в сознательное с помощью гипноза. История объясняющая роль бессознательного в жизни человека и общества играет огромную роль в жизни человека бессознательное (подсознательное). Бессознательное по Фрейду состоит прежде всего из сексуальных инстинктов (либидо). Юнг считает, что существует коллективное бессознательное. Бессознательное может быть источником творческих и разрушительных тенденций в обществе. Подсознательное преобразуется в дух деятельности, в сферах: религии, искусстве, политике и т.д.. Существует антагонизм (противоречие) между природным началом человека (сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами, нормами, запретами, которые не дают реализовать все желания человека. Фрейд видит основой развития культуры ? бессознательное. Это явное преувеличение. Эрик Фромм (1900 ? 1980) . Для него характерна меньшая биологизация сущности человека и социопсихологизм. Он рассматривает проблему отчуждения человека и пытается синтезировать марксизм и фрейдизм.
Философия экзистенциализма.
Он возникает в начале 20в. в Германии, России, Франции. Различают религиозный и атеистический экзистенциализм. Для экзистенциализма характерна ориентация на художественную литературу. Одна из центральных проблем ? проблема отчуждения. Человек одинок в этом мире. Все что он создает противостоит ему (партии, классы, и т.д.). Философия обязана помочь человеку. Ее предметом должно быть подлинное бытие человека. Центральная категория ? экзистенция. (Подлинное существование). Существование предшествует сущности. Человек сначала существует, а потом определяет себя в мире, приобретает свою сущность. Свобода человека ? свобода выбора и ответственность за этот выбор. Человек проявляет себя в пограничной ситуации в важный момент(смерть, болезнь). Именно здесь проявляется его подлинное бытие. Социально-политические позиции у экзистенциалистов не одинаковы. Экзистенциалисты утверждают что жизнь ? бытие к смерти. Человек должен достойно умереть, если приходит смерть и борется с ней если есть шанс жить. Человек ориентируется на жизнь, проявляет огромную волю к жизни.